Турция вновь вернулась к вопросу постройки дублера Босфора. Вероятные последствия для международных отношений
Еще до избрания президентом в 2011 году Эрдоган активно пропагандировал проект постройки дублера Босфора. Новый канал будет иметь протяженность 51 км, находиться на 100 км западнее от Стамбула и соединит Мраморное и Черное моря. По сути, он превратит европейскую часть столицы в остров.
Этот канал предполагает снять часть нагрузки с Босфора, защитить от инцидентов наподобие того, который недавно произошел в Суэцком канале и не допустить трагедии с турецкой исторической архитектурой. Более того, канал предполагает получение прибылей от использования турецких морских путей. А на данный момент она небольшая. Наконец, удобство прохождения этого канала будет намного выше, так как он будет прямым в отличие от природного извилистого Босфора. А, значит, пропускная способность нового канала предполагается высокой.
Эрдоган предполагал начать строительство в 2018 году, чтобы завершить его к 100-летию турецкой республики в 2023 году. Однако у проекта всегда были и остаются противники. Мнение оппозиции связано с международной конвенцией Монтрё, заключенной еще в 1036 году. Она восстановила власть Турции над Босфором и Дарданеллами. Одновременно обеспечила бесплатный проход по ним для всех судов.
Турция же получала военную защиту. Дело в том, что беспрепятственно по Босфору и Дарданеллам могут проходить только корабли черноморских держав. Все остальные имеют право находиться в черном море только 21 день.
И существует вопрос тоннажа. Корабли нечерноморских держав могут иметь водоизмещение не более 30 тонн. То есть ни один тяжелый американский корабль не может войти в Черное море: авианосец, к примеру. И благодаря соглашению Монтрё Турция могла держать военный нейтралитет долгие годы. А теперь этот вопрос вновь может стать открытым.
Помимо соглашения Монтрё, недовольные строительством канала высказываются о вреде для экологии.
В ответ на заявления оппозиции Эрдоган приводит весомые доводы об отсутствии прибыли от использования морских путей, о затратах, связанных с контролем иностранных военных судов. А самое главное, это аварии в Босфоре, вызванные естественными трудностями прохождения. Только в 2020 и 2019 годах произошла 41 авария.