Затронет и Россию.Дефицит дизельного топлива в мире провоцирует рост цен
Совокупные мощности всех мировых производителей нефтепродуктов не в состоянии удовлетворить глобальный спрос на дизель, сообщило агентство Bloomberg. К дефициту топлива, по мнению эксперта Финуниверситета при правительстве РФ и Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова, привела непродуманная «зеленая» повестка западных стран и политические причины, при этом складывающаяся на мировых рынках ситуация может подстегнуть рост внутренних цен.
Бессилие производителей
«Мировые нефтеперерабатывающие предприятия оказываются бессильными производить достаточное количество дизельного топлива, открывая новый инфляционный фронт и лишая экономики топлива, которое одинаково питает промышленность и транспорт», — бьют тревогу авторы публикации в Bloomberg. Возникший дефицит предсказуемо разогнал цены — в США стоимость дизеля достигла 140 долл. за баррель, что для сентября является рекордным значением за всю историю торгов. В Европе за 3 последние недели котировки взлетели на 60%.
«Существенную роль сыграла политика властей ЕС и США, направленная на постепенный отказ от углеводородов в пользу возобновляемой энергетики, — объясняет Игорь Юшков. — Участникам рынка грозили, что их вложения в нефтепереработку никогда не окупятся, так как весь мир буквально завтра пересядет на электромобили. Британская BP во время пандемии выпустила доклад, в котором доказывала, что пик потребления нефти и нефтепродуктов пройден в 2019 году, и теперь он будет только снижаться». В итоге, по мнению Игоря Юшкова, под влиянием «зеленой» риторики компании отказывались от инвестиций в добычу и нефтепереработку, и «возникший глобальный дефицит дизтоплива является прямым следствием глобального недоинвестирования нефтегазовой индустрии», — подчеркнул эксперт.
Влияние на Россию
Общемировая конъюнктура может спровоцировать дальнейших рост цен на внутреннем российском рынке. «Высокая стоимость бензина и дизеля на внешних рынках могут увеличить привлекательность экспорта, что, в свою очередь, подтолкнет к росту внутренние цены, — считает Игорь Юшков. — Чтобы этого не случилось, правительство должно сбалансировать объемы поставок на внешние рынки и объемы, необходимые для внутреннего потребления».
В отличие от глобальных рынков, наша страна не страдает от нехватки нефтепродуктов. «В России нет дефицита моторного топлива, — уверен эксперт. — Цены на внутреннем рынке растут под влиянием других факторов — это и высокая налоговая составляющая в себестоимости, и сложности с логистикой, и слабый рубль и прочее. Сейчас нефтяникам выгоднее экспортировать продукцию, поэтому властям нужно отрегулировать отрасль, иначе рост внутренних цен на топливо, который мы уже наблюдаем, получит новый толчок», — заключил эксперт.
Источник : Аргументы и Факты