Мировой рекорд скорости
Мировой рекорд скорости для дизельных локомотивов был установлен на тепловозе ТЭП80-0002 5 октября 1993 года. К юбилею Музей железных дорог России восстановил интерьер кабины тепловоза-рекордсмена.
Рекорд был установлен локомотивной бригадой в составе машиниста Александра Манкевича и помощника машиниста Дмитрия Болдаева из депо Санкт-Петербург-Варшавский. В ходе опытной поездки на дистанции 48 км от станции Шлюз до станции Дорошиха линии Санкт-Петербург – Москва за 8 минут локомотив развил скорость 271 км/ч.
Представленный в Музее железных дорог России тепловоз ТЭП80-0002 — именно та машина, на которой был установлен рекорд. На кузове локомотива нанесена памятная надпись: «Установлен рекорд скорости для тепловозов 271 км/ч».
«Тепловоз ТЭП80-0002 не передавался в регулярную эксплуатацию после проведения испытаний. Он поступил в музей в 2007 году с Экспериментального кольца ВНИИЖТ. В преддверии юбилея рекорда мы восстановили одну из кабин тепловоза: сделали косметический ремонт, установили оригинальные приборы, провели освещение. В ближайшее время рядом с кабиной появятся мостки для посетителей. Также в наших фондах хранятся предметы, связанные с ТЭП80 – например, фуражка машиниста Александра Манкевича», – рассказал директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов.
Вспоминает Анатолий Подопросветов, главный конструктор по локомотивостроению Коломенского завода в 1994-2019 годах:
«Я был ведущим инженером в команде создателей ТЭП80. Конструкция тепловоза-рекордсмена появилась при следующих обстоятельствах. В середине 70-х годов на сети дорог использовался тепловоз ТЭП60 с дизелем в 3000 л.с. Но на ряде участков уже назрела необходимость в более мощных локомотивах. Так в 1975 году был создан ТЭП75 мощность 6 000 л.с. Он имел шестиосную экипажную часть. Но его нагрузка на путь превышала допустимые значения. Тогда в 1980-е годы были начаты работы по созданию восьмиосного локомотива ТЭП80.
За год до рекорда 2 декабря 1992 года при испытаниях на этом же участке Шлюз-Дорошиха тепловоз установил скорость 260 км/ч. Министр путей сообщения Геннадий Фадеев доложил об этом президенту России Борису Ельцину. На этом письме президент собственноручно написал «Молодцы! Действуйте дальше!»
Владимир Рязанкин в 1990-е гг. был начальником сектора тележек ОГКЛ. В настоящее время — ведущий инженер-конструктор бюро экипажа «ТМХ-Инжиниринг»:
«Работать было очень интересно. Мы разработали для ТЭП80 новую экипажную часть, которая включала в себя две четырехосные тележки с попарно сбалансированными колесными парами, которые обеспечивали малое боковое воздействие на рельсы на прямых и кривых участках пути, а также улучшенную горизонтальную динамику машины. Именно эта тележка и сыграла решающую роль в достижении рекордных скоростей».
Источник : МУЗЕЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ