Начало: легенда о «пальце императора»
Сооружение железнодорожной магистрали, которая необратимо изменила и ускорила развитие огромной страны, окружено мифами и легендами. Одна из них приписывает чиновникам излишнюю ретивость в исполнении Высочайших повелений.
Проектирование железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом началась по распоряжению императора Николая Первого. Главе государства пришлось проявить настойчивость и политическую волю, чтобы проект был реализован: многие высокопоставленные чиновники считали строительство убыточным и лишенным перспектив. В этом случае твердое и непреклонное решение императора, который хорошо понимал важность железнодорожного сообщения между двумя столицами, стало определяющим не только для проекта, но и для истории.
Легенда дополняет сухие факты: якобы правитель, обозначая на карте прямую линию от Петербурга до Москвы, будущую магистраль, случайно обвел карандашом свой указательный палец. И ради точного выполнения этого решения императора и был построен изгиб дороги в районе станции Мстинский мост.
Но миф о венценосном пальце был развеян: на самом деле изгиб был необходим из-за особенностей ландшафта местности. Хотя кто знает, возможно, Николай Первый действительно не возражал?
Перед началом строительства магистрали силы, средства и самые ценные специалисты были брошены на проектирование маршрута. Так, еще в 1839 году профессоры Института Корпуса инженеров путей сообщения Павел Петрович Мельников и Николай Осипович Крафт отправились в США, где провели год для ознакомления с опытом создания и использования железных дорог.
В 1841 году Павел Мельников на заседании учрежденной Николаем I комиссии по проектированию железной дороги представил экономическое обоснование строительства. И хотя его расчеты оценили, как «слишком оптимистические», дорога была признана рентабельной.
Источник : GUDOK