Правительство РФ раскроет бизнесу данные
Данные о виде отклонения и результатах проверки предприниматели получат через API
Правительство РФ раскроет бизнесу данные об отклонениях от правил маркировки и оборота его товаров, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо заместителя главы Минпромторга Василия Шпака гендиректору Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Дмитрию Алхазову.
Зарегистрированные в системе предприниматели через автоматизированные программные интерфейсы (API) уже до конца текущего года смогут получить данные о виде отклонения и результатах проверки. Прежде всего, имеются ввиду повторные продажи товаров одним или разными участниками оборота, продажи просроченных товаров, а также о нарушениях в части сертификации или декларирования соответствия продукции (всего более 20 видов отклонений). Наличие данных на разных этапах цепочки создания стоимости позволяет применять риск-ориентированный подход и фиксировать возможные нарушения на каждом этапе — для этого в систему маркировки интегрированы несколько подсистем, которые в автоматическом режиме анализируют все операции с товарами. Интеграция «Честного знака» и системы Россельхознадзора «Меркурий» позволила сократить число нарушителей среди производителей молочной продукции с 17% в июне до 13-15% в октябре. – Это работает как предупреждающие знаки на дорогах о стоящих впереди камерах: бизнес знает, что совершил нарушение, исправляет его до прихода надзорных органов и больше не допускает, – объясняет суть изменений директор по контрольно-надзорной деятельности ЦРПТ Антон Гущанский. В результате июльского эксперимента ЦРПТ, когда были предоставлены данные о возможных нарушениях 63 компаниям, число отклонений от требований к обороту товаров у них снизилось на 50-99%. – Были оперативно обнаружены и исправлены фактические нарушения нормативных требований, выявлены недобросовестные контрагенты и несовершенство бизнес-процессов, а также решены технические проблемы на стороне бизнеса, – утверждают в ЦРПТ. Участники рынка указывают на хронические проблемы системы маркировки. – Периодически сам портал не работает, и из-за этого участники маркировки нарушают сроки передачи или вывода данных. Некоторые производители делают бесполезную работу, сами себе маркируют и выводят, а конечный клиент не в курсе. Не автоматизированы процессы. Например, маркировка наборов или перемаркировка – это сложный ручной труд, который дает колоссальную нагрузку на внутреннюю систему работы, – перечисляет член комитета по автоматизации решений для прослеживаемости движения товаров и денежных средств «Деловой России» Александра Голубева. – Ритейл достаточно давно работает с маркированными товарами и заранее отрабатывает возможные накладки и ошибки, тем не менее с учетом человеческого фактора полностью исключить ошибки невозможно. Информация об отклонениях, которая собирается в ГИС МТ, помогает оперативно отслеживать такие случаи и предотвращать нарушения, – полагает сопредседатель комитета по цифровым инициативам Ассоциации компаний розничной торговли Анна Орлова. Руководитель компании «Программы для бизнеса» Илья Росинский считает, что проблема не столько в самом портале «Честный знак», сколько в длинной цепочке электронного документооборота. – Часть конкурентов как работали «в серую», так и работают, разницы никакой, – подчеркивает Александра Голубева. Напомним, ранее Правительство РФ утвердило ключевые показатели эффективности системы маркировки товаров. В их числе доля контрафакта и годовой легальный оборот на различных рынках, потенциальный ущерб для бюджета, а также активность чиновников при использовании функционала системы и степень ее интеграции с базами госорганов.
Источник : LOGIRUS